11 августа 2025 года команда Qubic заявила о проведении атаки 51% на блокчейн Monero, а позже обозначила свою следующую цель — Dogecoin. Для криптосообщества такие заявления звучат тревожно, ведь подобные инциденты ставят под сомнение безопасность сети и устойчивость ее экономики. Но в действительности блокчейн анонимной монеты не испытал ощутимых последствий, и действия проекта многие восприняли как попытку манипуляции и привлечение внимания.
ForkLog постарался разобраться, почему Qubic, позиционирующая себя как платформа для создания свободного и мирного ИИ, прибегает к столь агрессивным методам и чем попытка атаки грозит индустрии.
Либертарианский стержень
В 2012 году на форуме BitconTalk пользователь под ником Come-from-Beyond написал о работе над цифровым активом, лишенным недостатков биткоина — Qubic (Quorum-Based Coin, QBC). По его задумке более идеальный аналог первой криптовалюты должен был обладать следующими отличиями:
- отсутствие комиссий за перевод средств;
- не отслеживаемые транзакции;
- «доказательство работы» майнера пропускной способностью интернет-канала по IP-адресу без необходимости содержать дорогостоящее оборудование;
- определение скорости эмиссии монет кворумом майнеров вместо разработчиков;
- визуальная близость цифровых активов к фиату;
- отсутствие необходимости в хранении ресурсоемкой ноды блокчейна, каждому майнеру разрешено обрабатывать часть сети;
- значительное повышение скорости транзакций;
- более экологичный блокчейн с меньшими затратами электроэнергии.
На форуме к идее отнеслись скептически. Разработчику задавали множество вопросов о технических деталях, особенно о механизме консенсуса, основанного на кворуме (quorum-based), и защите сети от атаки 51%. А некоторые участники вовсе считали проект нереализуемым и с иронией советовали Сергею Иванчегло начать с изучения базовых принципов криптографии и архитектуры блокчейнов.
Со временем обсуждение стало более предметным: пользователи проявили интерес к Qubic и начали задавать вопросы о технической стороне проекта. Одним из первых подробных разъяснений от Иванчегло стало объяснение защиты сети от атаки Сивиллы.
В те же дни Come-from-Beyond опубликовал документ о Qubic. На момент написания он недоступен, но его описание передало суть. Там подчеркивалась «свободо-центричная» природа сети, что, по словам автора, должно было привлечь либертарианцев.
Позже появились и концептуальные дополнения к архитектуре сети. В одном из обсуждений речь шла о роли человека в сообществе проекта — даже без специальных знаний он должен иметь возможность влиять на его развитие.
Qubic сейчас
До запуска Qubic Иванчегло участвовал в создании NXT — одной из первых криптовалют с консенсусом Proof-of-Stake. Позже работал над IOTA, команда которой в 2018 году представила направление IOTA Qubic в качестве приоритетного. Однако через год Иванчегло покинул проект и сосредоточился на независимом развитии концепции децентрализованного ИИ — AIGarth на базе Qubic.
В апреле 2022 года состоялся запуск мейннета Qubic с одноименным токеном. AIGarth имплементировали в новую сеть на основе консенсуса полезного доказательства работы Proof-of-Useful-Work (PoUW).
Proof-of-Useful-Work — механизм консенсуса, при котором вычислительные ресурсы сети направляются на выполнение реальных, практически значимых задач, например обучение моделей искусственного интеллекта.
Согласно внутренним документам, стартап предоставляет вычислительные ресурсы для решения задач на аутсорсе, однако использование технологии в военной сфере исключено меморандумом компании.
Архитектура сети позволяет работать на оперативной памяти валидаторов. В Qubic используется протокол Quorum-Based Computation (QBC), который поддерживают 676 узлов-вычислителей — из них для принятия решений нужно согласие более двух третей. Состав этих узлов обновляется каждую эпоху на основе рейтинга.
Такой подход обеспечил рекордную скорость — до 15,5 млн TPS.
Свобода доминировать
В рамках концепции PoUW Qubic должен был реализовать первый этап «аутсорсинга вычислений» и протестировать его в реальных условиях. Попытка контроля блокчейна Monero началась как доказательство концепции.
I, like the #Monero community, am trying to find a countermeasure to #Qubic's 51% domination. This is very important to the #cryptocurrency industry because one day we all may face a non-benevolent attack. To spread awareness, first among $XMR holders and then among all the…
— Come-from-Beyond (@c___f___b) July 28, 202511 августа 2025 года на начальном этапе атаки Qubic разделила свои ресурсы между майнингом XMR и обучением AIGarth. Подход в какой-то момент стал почти в три раза выгоднее прямого майнинга монеты и привлек поток вычислительной мощности.
Сначала сообщество Qubic продавало добытые XMR и направляло выручку на покупку токенов QUBIC для последующего сжигания, создавая дефляционный эффект. Позже, по итогам голосования, механизм вознаграждения изменили: первую половину средств продолжили сжигать, а вторую — распределять между майнерами в качестве дополнительного бонуса. Включение fee switch послужило мощным экономическим стимулом, который привлек участников из других пулов Monero, что способствовало «захвату» сети.
События вызвали шквал критики со стороны экспертов, лидеров мнений и особенно сообщества Monero. Многие сочли действия Qubic скорее пиар-ходом, чем реальной угрозой, указывая на несоответствие заявленных результатов фактическим данным. В итоге большинство наблюдателей сошлись во мнении: практический эффект атаки был минимальным, но она привлекла внимание индустрии.
13 августа сооснователь и CIO компании Hyperfusion Алекс Петров в комментарии ForkLog отметил последствия кампании:
«Qubic заметно повысил свою известность и стоимость токена, при этом сеть Monero не понесла значимых потерь».
По его словам, главной целью атаки было привлечение внимания к обоим проектам. Qubic запустил пул для двойного майнинга, где пользователи могли одновременно добывать Monero (XMR) и нативный токен QUBIC. Это позволило быстро нарастить хешрейт и продвинуть пул за счет дополнительной доходности от XMR.
С 25 июля, дня анонса инцидента, стоимость QUBIC выросла на 75%, до $0,0000034. На момент написания актив торгуется по $0,0000026.
Цена XMR продемонстрировала незначительное падение на 25% в течение периода c 25 июля по 15 августа. На момент написания анонимная монета восстановилась и торгуется на отметке $265.
По данным Google Trends, в результате действий Qubic упоминание Monero в интернете достигло пятилетнего пика.
Поисковые запросы PoW также находились на пике последних трех лет.
Во время атаки сеть Monero продолжала функционировать в обычном режиме и обрабатывать транзакции без задержек. Как сообщается в блоге Qubic, главным уроком, помимо показательного аутсорса майнинговых мощностей, стала экономическая мотивация майнеров для совершения атак на сети.
«Теперь, когда тестовый захват завершен, основная функциональность сети Monero остается неизменной. Ее конфиденциальность, скорость и удобство использования не были нарушены. Однако конечная цель состоит в том, чтобы безопасность протокола Monero обеспечивалась майнерами Qubic. В таком случае вознаграждения будут проходить через пулы Qubic, что принесет более высокую прибыль и создаст для майнеров Monero новую систему стимулов», — говорится в блоге.
При этом сам проект Иванчегло подвергся DDoS-атаке, продолжающейся больше недели. По его словам, команда успешно с ней справилась.
And again the #Qubic pool has demonstrated that DDoS attacks isn't an efficient countermeasure. pic.twitter.com/SLouqgK6tL
— Come-from-Beyond (@c___f___b) August 16, 202517 августа сообщество Qubic путем голосования выбрало следующую жертву для «поучительной атаки» на майнинговые пулы — Dogecoin. По словам Иванчегло, происходящее является всего лишь майнингом. Он уточнил, что на подготовку потребуется около месяца, а пока пул Qubic будет «продолжать прибыльную добычу XMR».
The #Qubic community has chosen #Dogecoin. pic.twitter.com/EnevIZUAw5
— Come-from-Beyond (@c___f___b) August 17, 2025После инцидента сообщество ориентированной на приватность криптовалюты предложило новые способы защиты от атаки 51%. Среди них:
- локализация оборудования;
- переход на совмещенный майнинг для добычи XMR вместе с другими криптовалютами;
- внедрение решения ChainLocks от проекта Dash.
Последствия этих событий, вероятно, затронут всю криптоиндустрию: они могут подтолкнуть к усилению защиты PoW-сетей или к их реорганизации. Однако действия команды Qubic оставили двойственное впечатление: одно дело — работать как «белые шляпы» по просьбе разработчиков, и совсем другое — атаковать без приглашения. Такой подход выглядит особенно противоречиво на фоне принципа ненападения — основополагающей идеи либертарианства, на которое Иванчегло опирался, представляя Qubic еще в 2012 году.