- Berachain — это модульный блокчейн-проект первого уровня с поддержкой EVM, использующий консенсус Proof-of-Liquidity.
- Платформа внедряет трехтокеновую модель: BERA для оплаты газа, BGT для управления и HONEY в качестве стейблкоина, что предотвращает централизацию и стимулирует ончейн-активность.
- Ранние участники тестовой сети Artio могут исследовать экосистемные приложения вроде BEX и BEND и подготовиться к потенциальному аирдропу.
Proof-of-Stake (PoS) стал самым популярным механизмом консенсуса благодаря своей масштабируемости, инклюзивности и энергоэффективности. Однако этому алгоритму свойственны некоторые недостатки — например, риски низкой ликвидности из-за того, что большое количество токенов блокируется на уровне консенсуса. Это снижает доступность монет для использования их в других целях.
Чтобы решить вышеописанную проблему, L1-проект Berachain предлагает инновационное решение. Оно направлено на устранение ключевых проблем с ликвидностью, давая возможность стейкать активы и одновременно использовать их в DeFi-протоколах.
ForkLog разобрался в основных особенностях проекта, запуск мейннета которого ожидается в конце 2024 года.
EVM-идентичность и soulbound-токены
Berachain позиционируется как «EVM-идентичный» модульный блокчейн первого уровня с использованием механизма консенсуса Proof-of-Liquidity (PoL). Он создан с помощью Cosmos SDK.
PoL дает возможность пользователям получать вознаграждения за предоставленную ликвидность в виде непередаваемых токенов управления Berachain Governance Tokens (BGT), которые определяют вес будущих наград для стейкеров.
Система позволяет стейкать токены и одновременно использовать их для обеспечения ликвидности в DeFi-протоколах.
«Например, представьте, что ETH можно было бы использовать как для защиты сети Ethereum, так и для участия в других DeFi-протоколах, таких как Uniswap и MakerDAO», — пояснил разработчик под псевдонимом Smokey the Bera в интервью The Block.«EVM-идентичность» означает, что Berachain может автоматически адаптировать обновления виртуальной машины Ethereum, обеспечивая полную совместимость «со всеми RPC-пространствами», как указано на сайте проекта.
Это позволяет разработчикам дружественных к Ethereum систем переносить свои приложения без существенных изменений кода.
«В отличие от EVM-эквивалентных и EVM-совместимых решений, которые могут требовать от разработчиков внесения изменений перед развертыванием приложений, Berachain точно воспроизводит среду исполнения Ethereum», — пояснил аналитик CoinGecko Джоэл Агбо.Платформа создана с использованием BeaconKit — модульного фреймворка для разработки блокчейнов первого уровня и L2-решений.
«Идея Berachain заключается в разработке экономически эффективной, безопасной, высокопроизводительной, удобной для пользователя и богатой ликвидностью сети. Это отражено в дизайне уровней исполнения и консенсуса», — отметил Агбо.Proof-of-Liquidity и «стимулирующий маховик»
Протоколы экосистемы могут создавать хранилища (vaults), куда пользователи помещают активы, соответствующие критериям PoL, и зарабатывают часть внесенных BGT.
Выбор vaults валидаторами осуществляется на основе стимулов, предложенных протоколом. Обычно это выражается через обменный курс между токеном, отправленным в хранилище, и другим активом.
Такой механизм подразумевает создание «стимулирующего маховика», объединяющего всех участников сети:
- пользователям, заблокировавшим активы в хранилищах, валидаторы выпускают токены BGT;
- эта эмиссия может быть делегирована участникам сети для получения большего количества вознаграждений;
- децентрализованные приложения также могут стимулировать активность пользователей, начисляя BGT.
Оригинальный подход Berachain к решению проблемы ончейн-ликвидности основан на инновационном механизме консенсуса.
«Proof-of-Liquidity — адаптация признанного алгоритма PoS со значительными модификациями процессов стейкинга, управления активами и распределения наград», — пояснил Джоэл Агбо.В частности, предполагается структура с несколькими токенами, которая разделяет функции безопасности и управления. Механизм нацелен на поддержку сетевой экономики, создавая «достаточный уровень ценности для достижения консенсуса».
Эмиссия BGT схожа с процессом начисления вознаграждений в PoS-сетях, однако механизм распределения в PoL отличается по ряду аспектов.
«Хотя валидаторы выпускают BGT в зависимости от веса делегированных им токенов, ни они, ни их делегаты не получают вознаграждения в BGT напрямую. Вместо этого они приобретают право выбирать, в какое из хранилищ направить эмиссию своих монет», — пояснил Агбо.В подобных хранилищах вознаграждений пользователи могут блокировать поддерживаемые активы для получения доли от эмиссии BGT, которую валидаторы предоставляют vaults. Например, это могут быть LP-токены, которые репрезентуют позицию ликвидности.
Такой подход отделяет получателей BGT от тех, кто распределяет эмиссию. Кроме того, создается рынок для приложений, которые могут конкурировать за этот актив.
«Приложения будут создавать инициативы, устанавливающие обменный курс между отправляемыми в хранилище BGT и определенным количеством другого актива. Например, vault может предложить стимулы для валидаторов, выплачивая 30 USDC за каждый поступивший в хранилище 1 BGT. В свою очередь DEX может предлагать 10 своих нативных токенов за каждый 1 BGT», — отметил эксперт.Экономика трех токенов
BERA — нативный («газовый») токен сети Berachain. Им можно оплачивать комиссии за обычные транзакции и операции со смарт-контрактами.
Держатели BERA могут стейкать токены для получения вознаграждений в BGT.
BGT представляет собой непередаваемый governance-токен. Участники рынка, обеспечивающие безопасность сети, получают его благодаря размещению BERA и прочих активов в vaults.
Валидаторы участвуют в стейкинге BGT, получая эти токены в качестве вознаграждения за проверку блоков. Хотя они не могут распоряжаться монетами напрямую, им предоставляется возможность направлять их в хранилища вознаграждений в обмен на дополнительные стимулы.
BGT будет использоваться в рамках ДАО в качестве токена управления. Держатели актива смогут участвовать в голосованиях напрямую или делегировать свои права другим участникам.
ДАО будет принимать решения по ключевым вопросам развития экосистемы:
- спектр активов, поддерживаемых vaults;
- предложения, касающиеся развития dapps и т. д.
Токены BGT можно обменять на BERA в соотношении 1:1, используя процесс сжигания.
HONEY — нативный стейблкоин сети Berachain с «мягкой привязкой» к доллару США. Согласно проекту, актив призван обеспечить стабильное и надежное средство обмена внутри экосистемы и за ее пределами.
Токен выпускается посредством динамической процедуры, контролируемой маршрутизатором хранилища — смарт-контрактом, который принимает залоговые стейблкоины для выпуска HONEY и управляет депонированным обеспечением.
Berachain контролирует несколько vaults для поддерживаемых стейблкоинов. Маршрутизатор хранилища перемещает залоговое обеспечение в соответствующее хранилище активов и создает эквивалентное количество HONEY. Темп эмиссии, комиссии и принятый залог для выпуска токенов могут изменяться со временем по решению ДАО.
HONEY можно использовать так же, как и другие стейблкоины — для переводов, интеграций в DeFi-протоколы вроде платформ кредитования и приложений для торговли бессрочными фьючерсами.
«Медвежьи» dapps
На базе работающей в тестовом режиме сети Berachain есть несколько нативных dapps, в которых реализованы некоторые уникальные «фишки» протокола.
Рассмотрим вкратце некоторые из них.
Некастодиальная биржа BEX
BEX — AMM-платформа, пулы ликвидности которой можно преобразовать в PoL-хранилища вознаграждений. LP-токены следует разместить в соответствующем vault для получения BGT.
Платформа предлагает безгазовые транзакции и обменные операции с низкой комиссией. Однако BEX будет взимать торговые сборы в диапазоне от 0,05% до 1% в зависимости от волатильности задействованных активов. Также предусмотрена дополнительная комиссия в размере 0,1%, которая подлежит распределению среди держателей BGT.
Функция безгазовых транзакций BEX даст возможность пользователям оплачивать операции, используя обмениваемый актив вместо нативного «газового» токена BERA.
Помимо прочего, на платформе будет реализована абстракция учетной записи для улучшения пользовательского опыта. Станут доступны офчейн-транзакции с использованием ретрансляторов (relayers). Это также открывает возможность настройки отложенных транзакций и позволяет экономить на комиссиях.
Еще одна опция BEX — эксклюзивные (permissioned) пулы. Доступ к последним может быть обусловлен определенными параметрами или предполагать выполнение различных действий.
Также реализована возможность хранения незадействованных пользовательских активов на DEX. Избыточное обеспечение предлагает более простой способ совершения транзакций на бирже, поскольку экономит затраты пользователей на перевод токенов для каждой транзакции.
Лендинговая платформа BEND
Сервис BEND предоставляет пользователям возможность получать займы в стейблкоинах под залог их криптоактивов. Платформа использует нативную для сети Berachain «стабильную монету» HONEY.
Участники рынка получают BGT в качестве дополнительного стимула. В отличие от BEX, где пользователям необходимо депонировать поддерживаемые LP-токены в хранилища вознаграждений для получения BGT, на платформе BEND заемщики могут напрямую «клеймить» свои soulbound-активы.
BERP — платформа для торговли бессрочными контрактами
Торговая платформа использует HONEY в качестве базового токена и предоставляет провайдерам ликвидности возможность депонировать нативный стейблкоин в хранилище для получения вознаграждений в виде BGT. Трейдеры могут использовать «стабильные монеты» для проведения сделок.
Как развивается проект и когда аирдроп?
Блокчейн находится в разработке с конца 2021 года. Изначально это был NFT-проект Bong Bears, основанный участниками рынка под псевдонимами Smokey the Bera, Dev Bear и Papa Bear.
В апреле 2023 года команда Berachain привлекла $42 млн в ходе раунда финансирования Серии А под руководством Polychain Capital. В нем также участвовали Hack VC, Shima Capital, Robot Ventures, Goldentree Asset Management, соучредитель Tendermint Заки Маньян и основатель Celestia Мустафа Аль-Бассам.
В начале 2024 года разработчики запустили публичную тестовую сеть Artio.
В апреле проект привлек $100 млн по итогам раунда Серии B под руководством Framework Ventures. Среди прочих инвесторов: Brevan Howard Digital, HashKey Capital, Tribe Capital, Arrington XRP Capital. Оценка Berachain превысила $420 млн.
Ранее эксперты CoinGecko оценили вероятность проведения аирдропа и дали советы по подготовке к будущей раздаче.
Касательно возможного распределения токенов команда журналиста Колина Ву согласна с мнением экспертов аналитического портала. В феврале она включила Berachain в список ожидаемых в 2024 году аирдропов.
The WuBlockchain team has counted larger-scale projects that may have airdrops in 2024, including: zkSync, LayerZero, Magic Eden, EigenLayer, Berachain, Taiko, Blast, Aevo, Puffer Finance, EtherFi, Backpack and Friendtech. Among them, there are many L2 and related LRT and… pic.twitter.com/Yuaeji4GwS
— Wu Blockchain (@WuBlockchain) February 20, 2024Специалисты CoinGecko отметили, что многие платформы в прошлом вознаграждали пользователей за взаимодействие с тестнетами. Однако эксперты также предупредили, что команда проекта не анонсировала аирдроп, и любые действия не гарантируют участие в возможном распределении токенов.
Подробный гайд для желающих повзаимодействовать с тестнетом Berachain есть также на сайте CryptoRank.
Последняя версия публичной тестовой сети начала работу в июне.
Berachain's Public Testnet bArtio B2 is now live.
Hot Bera Summer begins at:
🐻 https://t.co/Wozhn32KfW 🐻 pic.twitter.com/jwv4IQNoPB
Запуск мейннета запланирован на четвертый квартал 2024 года.
Выводы
Особенности Berachain заключаются в его модульной архитектуре и механизме консенсуса Proof-of-Liquidity, который сочетает обеспечение ликвидности с безопасностью сети.
Трехтокеновая система, где BERA используется для оплаты газа, BGT — для управления, а HONEY является стейблкоином, обеспечивает четкое разделение функций. Такой подход способствует повышению децентрализации и эффективности управления.
Berachain привлек значительные инвестиции и вызвал большой интерес в сообществе. Не исключено, что амбициозный проект станет конкурентом другим L1-сетям, таким как Ethereum, Solana или Monad.