Сейчас Стамбул является, пожалуй, одним из главных перевалочных — и не только — пунктов для бежавших из России и Беларуси, как и сто лет назад, когда после российской революции эмигранты на пути в Париж или Берлин почти в обязательном порядке перекантовывались в Константинополе.
И тогда, и сейчас самая насущная проблема оказавшихся в Турции — получить наличные деньги: Иван Бунин, Александр Вертинский и другие, бежавшие из большевистской России, привозили и продавали драгоценности, оружие и меха. Для многих нынешних эмигрантов единственным рабочим активом оказались криптовалюты.
Рассказываем, почему так вышло, как максимально выгодно — и безопасно — обналичивать криптовалюту в Стамбуле и других городах, а также о том, как обстоят дела с криптоиндустрией в Турции.
От финансовой изоляции к финансовой грамотности
После начала российского вторжения в Украину десятки тысяч людей покинули Россию и Беларусь, отправившись в Стамбул, куда проще всего было достать билеты, хоть и сильно подорожавшие. Там они оказались в финансовой изоляции: Владимир Путин запретил вывозить за рубеж больше $10 000 (в Беларуси такой запрет уже действует давно), а Visa и Mastercard прекратили обслуживание карт российских банков. Система Western Union с 26 марта прекратила вообще все переводы из РФ и Беларуси.
Можно открыть счет в турецком банке, но четкого алгоритма нет — где-то требуют турецкий ИНН, где-то сразу внести $2000, а где-то просто отказывают, ссылаясь на «запреты сверху» открывать счета нерезидентам страны.
Спасением для некоторых бежавших в Турцию оказалась карточка «Мир», с помощью которой можно снять деньги еще в нескольких странах. Однако у большинства бежавших из России ее нет, а ее виртуальный вариант — который, например, предлагает сделать прямо в приложении банк Тинькофф, — в Турции оказался бессмысленным: оплата почти нигде не принимается, а снятие наличных бесконтактным способом местные банкоматы не поддерживают. Справедливости ради, в том же Тинькофф обещают доставить за границу физическую карточку в течение 20 дней — вполне удобный вариант для тех, кто не может вывести старые накопления или деньги от экстренной продажи недвижимости (к тому же, в Тинькофф можно прямо в приложении открыть счет в лирах).
Однако перспектива двадцати дней без денег на еду и жилье и туманное будущее платежной системы «Мир», да и всех российских банков в целом, привели к тому, что к криптовалютам пришлось обратиться людям с близкой к нулевой технологической грамотностью. Тем, кто не представлял, что такое криптокошелек и где его добыть, а при слове «криптовалюта» вспоминал либо террористов, либо тиктокеров. C расчетом в том числе и на таких неофитов изложим порядок действий.
От рублей на карте до наличных лир
Первое, с чем сталкивается оставшиеся в Турции без наличных денег уехавшие из России и Беларуси,— это необходимость перевести рубли в криптовалюту, а именно — в Tether (USDT), самую ходовую криптовалюту в Турции. Наиболее простой и быстрый способ — найти обменник на бирже, например, BestChange, где принимают и рубли, и доллары, и украинскую гривну. Проверенный обменник с хорошим курсом для тех, кому необходимо перевести небольшую сумму в рублях (от 20 000) — transfer24. Оператор в чате поддержки проведет по всем этапам, и операция займет около 15 минут.
Затем начинается самое стрессовое — поход по обменникам. На весь Стамбул их наберется около двух десятков, однако в гугл-картах хорошо если будет показана хотя бы треть из них. Главный центр криптообмена, предсказуемо, — Гранд-базар.
Расположенный в историческом центре в районе Фатих огромный рынок в день посещает в среднем 300 000 человек. Большинство обменников сосредоточены на восточной стороне базара вместе с отделениями банков и обычными обменными пунктами.
Большинство криптообменников в Стамбуле покупают либо биткоин, либо USDT, продают от $1000 с комиссией от 3%. Но есть несколько более демократичных. Самый известный — Nakitcoins, первый криптообменник в Турции, который разросся уже до нескольких точек в Стамбуле (помимо той, что у Гранд-базара, есть отделения на другой стороне города у площади Таксим) и даже выпустил собственный онлайн-кошелек: у них можно купить от $50 с 3% комиссией.
Еще один — KAZBITOK, базирующийся в Казахстане криптообменник открыл стамбульский офис в январе (тоже рядом с базаром, напротив колонны Константина). Здесь те же условия, что и у Nakitcoins, но еще говорят на русском и меняют USDT не только на базе Tron, но и на Ethereum.
Самый примечательный из местных обменников прячется в начале того криптопереулка на Гранд-базара за вывеской BTL. В малюсеньком помещении метр на полтора по-английски говорит только одна сотрудница, она покупает USDT TRC-20 (на Tron) на любую сумму и без комиссии. Ни сайта, ни соцсетей у этой конторы нет, но, судя по визитке менеджера, специализируется компания в основном на драгоценных металлах. На вопрос, почему у них не берут комиссию даже при обналичивании более $1000, она отвечать отказалась. Несмотря на максимально непрозрачную, в отличие от других, структуру, обменник свое дело делает — впрочем, из-за непрекращающегося потока приезжих в Стамбул, есть вероятность, что комиссия появится и у BTL. Поменять полученные в обменниках доллары на лиры можно там же на Гранд-базаре — главное не идти в первое попавшееся место, а обратить внимание на курс, который сильно меняется от обменника к обменнику.
От валютного кризиса до криптобума
Турция переживаем небывалый интерес к криптовалютам. Здесь открывают курсы о блокчейне для домохозяек и пенсионеров, сборная Турции по баскетболу рекламирует местную блокчейн-платформу Bitci, а в новостях по телевизору вместе с долларом и евро указывают курсы биткоина и Ethereum.
Все это при том, что президент Эрдоган еще прошлой весной объявил ни много ни мало «войну биткоину» и запретил оплачивать криптовалютами товары и услуги, по сути поместив их в довольно неопределенную правовую среду. Произошло это на фоне затянувшегося финансового кризиса, в ходе которого лира существенно обесценилась, а годовая инфляция достигла 30%.
По данным аналитических компаний Chainalysis и Kaiko, в декабре прошлого года количество сделок с криптовалютой в Турции превысило 1 млн в день. Соцопросы показывают, что каждый пятый турецкий гражданин пользовался криптовалютой.
Центром криптобума стал Стамбул. Но это не единственный криптохаб в стране: обменники есть в Анкаре и Алании, однако там комиссия начинается от 5% и выше (в этом смысле можно проконсультироваться с теми же KAZBITOK, у которых есть партнеры на юге Турции).
В курортных городках русскоязычные эмигранты предлагают в местных городских телеграм-чатах обмен с комиссией и в 10%. Иногда попадаются и вовсе курьезные места — так, в Каше, крошечном городе в 180 км на юго-запад от Анталии, где количество русскоязычных «туристов» за последний месяц увеличилось примерно в четыре раза, в гостинице Old Towm Hotel появилась возможность оплатить номер криптовалютой. На вопрос, боится ли он так откровенно нарушать закон, ее владелец сказал, что не слишком, а главное для него — хоть как-то помочь оказавшимся без возможности оплатить жилье эмигрантам. Кстати, у него же можно обналичивать криптовалюту в лиры под 3%.
Как часто бывает в режимах с уклоном в авторитарный, в Турции война с прогрессом дальше объявления пока не сдвинулась. В этом году местный парламент будет обсуждать закон о регулировании криптовалют, который, как опасаются многие местные блокчейн-энтузиасты, может по-настоящему криминализировать криптооперации в стране.
Однако, как сказал сотрудник одного из стамбульских обменников, во времена кризисов криптовалюты становятся единственной гаванью стабильности, бежать из которой страшнее, чем оставаться в ней:
«Мы уже поняли, что доверять только государству и его валюте нельзя, скоро это поймут и в России».