Гниение российского P2P

6 hours ago 7

img-8f5bce876452d34e-7536123936934698

Помните добрые времена, когда пиринговые сделки действительно проводились между реальными участниками крипторынка? Не беспокойтесь, остальные тоже забыли. 

Сейчас P2P-направление в РФ превратилось в прачечную для грязных денег, рассадник серых схем и рай для мошенников. А страдают от этого, как обычно, простые пользователи. 

Пытаемся разобраться, где сегмент свернул не туда, а также объясняем, почему опасно совершать сделки с подозрительными контрагентами.

Схемки, темки и манипуляции 

Дисклеймер

Основные примеры из материала взяты с криптобиржи Bybit, однако и на других поддерживающих рубль платформах сложилась схожая ситуация.

Как раньше проходила P2P-сделка: два контрагента связывались в локальном чате, обменивались реквизитами (если UI не демонстрировал их заранее), покупатель отправлял нужную сумму в фиате, а затем продавец подтверждал перевод монеты. Легко и просто. 

https://forklog.com/exclusive/skolko-stoyat-dengi-kak-valyutnye-sanktsii-povliyali-na-p2p-segment-v-rf

Казалось бы, сейчас ситуация не особо изменилась, но есть нюанс. Риск нарваться на недобросовестных пользователей был всегда, однако теперь это уже не фантомная возможность, а почти стопроцентная вероятность.

Сразу же при открытии страницы с P2P-торговлей смущают цифры: курс доллара всегда выше официального на десяток рублей при продаже и ниже — при покупке. 

imageСкриншот сделан 15 октября 2025 года, когда курс доллара США по ЦБ РФ составлял около 79 рублей. Источник: Bybit. 

С описаниями ордеров все еще интересней: большинство из них будто сделаны под копирку. Используются одни и те же обороты: «работаю с первыми лицами», «отправляю с карты доверенного лица», «только славяне», «PDF-чек не предоставляют» — и самое распространенное: «возможно несколько переводов».

Последний пункт представляет особый интерес, поскольку именно из-за большого количества транзакций возникают риски для владельцев карт. 

При этом пользователи имеют высокие уровни верификации аккаунта и большое количество положительных отзывов (вероятно, накрученных).

Примечательно, что правила большинства площадок для P2P запрещают совершать операции с карт третьих лиц, однако ни администрацию ресурсов, ни самих трейдеров это особо не заботит.

Фауна современного peer-to-peer

Общая картина P2P-сегмента понятна. Но что именно происходит при открытии сделки? Схем существует превеликое множество: от откровенно «черных» до относительно легальных.

Постарались обобщить различные кейсы и выделить несколько видов манипуляций, с которыми можно столкнуться при покупке или продаже криптовалюты. 

«Треугольники» 

Вероятно, самая распространенная схема на рынке. Ее суть проста: мерчант-«треугол» соединяет две непересекающиеся стороны сделки.

Он находит продавца и покупателя, например для USDT, а затем пересылает необходимые реквизиты для оплаты. Разницу в курсах продажи «треугол» забирает себе.

При этом и покупатель, и продавец думают, что совершают сделку именно с мерчантом, хотя его банковские карты в сделке не задействованы.

Основная опасность для обычных пользователей заключается в том, что «треугол» не не может полностью контролировать действия сторон. Из-за этого часто сделки затягиваются или вовсе срываются. 

Повезет, если мерчант будет «белым», однако существует немалый риск столкнуться с «черными треугольниками». Они обменивают деньги, полученные преступным путем. 

В частности, на карту могут прийти средства обманутого мошенниками человека, а единственным подозреваемым по потенциальному делу окажется принимающая сторона. Известно множество случаев, когда обычных P2P-трейдеров задерживали по подозрению в соучастии преступлению. 

Определить недобросовестную личность можно по «ключевым» словам в описании ордера. Зачастую они сразу признаются, что работают с картами «доверенных лиц». Также стоит отлеживать отзывы, обычно недовольные контрагенты пишут «медленный» или «грубый».

Кроме того, «треуголы» проводят крупные сделки (примерно от 200 000 рублей). Среднее время операции составляет от пяти до семи минут, хотя на деле это не так. Просто «треугол» для улучшения статистики нажимает кнопку «оплачено» сразу же после начала сделки. 

Процессинг

Процессинг — технология, которая обеспечивает обработку и подтверждение платежей. Обычно инструмент используется онлайн-обменниками, но хитрые предприниматели решили лить трафик на него и через Peer-to-Peer.

Это, вероятно, главная причина блокировки карт P2P-трейдеров, поскольку в ходе сделки с таким мерчантом даже относительно небольшая сумму дробится на несколько мелких переводов. Встречались ситуации, когда 20 000 рублей переводили в 10 транзакций по 2000 рублей.

Основная проблема, конечно, кроется не в количестве переводов, а в чистоте денег. Как правило, процессинги имеют слабые AML-стандарты или они вовсе отсутствуют.

Трафик процессинга идет из сомнительных источников: среди них может быть незаконное казино или даркнет-маркетплейсы. Таким образом получатель рискует оказаться заваленным «грязными» рублями.

Обычно контрагенты сразу сообщают о большом количестве переводов в описании ордера, однако некоторые говорят об этом постфактум в чате.

Выявить подобного мерчанта можно традиционно — по отзывам. Если встречается «после сделки карту заблокировали», лучше обойти это объявление стороной. Также у такого пользователя курс обмена будет в разы превышать официальный.

Мошенники 

Самое классическое направление «контрагентов», которое существовало всегда. 

Схемы у каждого такого индивидуума разные, но их основная цель — заставить пользователя отпустить монеты раньше получения денег. Способов это сделать множество. 

Некоторые притворяются администрацией площадки, которая вошла в торговый чат. В одном из случаев «техподдержка» предлагала перевести средства на другой адрес для завершения сделки.

Другие скамеры пытаются перевести переписку в отдельный мессенджер. Так им проще воздействовать на потенциальную жертву с помощью социальной инженерии и использовать сторонние инструменты вроде фишинговых ссылок. 

Известны случаи, когда мошенник пытался звонить по видеосвязи якобы для ускорения процесса сделки. Вероятно, таким образом они пытаются сбросить пароли или получить 2FA-коды.

Универсального метода определения таких персонажей нет. Стоит опираться на собственное чутье, не переходить по подозрительным ссылкам, не общаться в сторонних чатах и самое главное — не закрывать сделку до получения всех средств. 

Грустные последствия 

В сложившейся ситуации достаточно тяжело определить настоящего отправителя средств, ведь зачастую участники P2P-рынка используют не свои карты, а оформленные на дропов. Поэтому основные риски берут на себе получатели. 

Если служба безопасности банка обнаружит подозрительную активность, самый безобидный сценарий — блокировка карты. В России их закрывают в рамках 115/161-ФЗ. Иногда доходит до уголовных дел за отмывание денежных средств.  

imageБлокировка счета после P2P. Источник: личный архив автора.

Разблокировать счет проблематично, придется доказывать свою невиновность, предоставляя скриншоты ордеров и другую информацию. При этом никто не гарантирует положительное решение.

Возможны и более плачевные исходы с задержанием полицией. В октябре российского трейдера арестовали на два месяца: мужчину-риэлтора обвинили в переводе денежных средств на счета «одной из запрещенных и признанных в РФ террористическими организаций». Он проводил сделку по купле/продаже на неназванной P2P-платформе с анонимным контрагентом. 

Сейчас правоохранители не горят желанием разбираться в подобных делах, особенно, если уже есть человек, на которого можно повесить все обвинения. В таком случае помогут только опытные юристы.

Конец P2P?

Бардак в сегменте продолжается уже не первый год. Многие добросовестные участники рынка устали от «треугольников» и скамеров, поэтому ищут альтернативные пути. 

Это могут быть площадки с более строгой системой KYC или же банальный обмен на наличные. Однако решения тоже сопряжены с неудобствами: долгий процесс, невыгодный курс и так далее.

Тем временем ответных мер со стороных проблемных платформ вроде Bybit не наблюдается. Возможно, их устраивают стабильные объемы торгов. Хотя недавно агрегатор обменников BestChange ограничил рублевые операции для 95 сервисов из-за серых схем и жалоб на блокировки карт.  

Что в итоге случится с P2P в России, пока не до конца ясно, но уже заметна массовая миграция пользователей. Конечно, мошенники и темщики быстро сориентируются, а вот смогут ли подстроится под текущие реалии биржи — вопрос открытый. 

Read Entire Article