Есть ли жизнь после аирдропа? Как умирают L2-решения

2 months ago 23

airdrop

Решения второго уровня (L2) — важнейший элемент плана по развитию экосистемы Ethereum, внимание к которому подогревают аирдропы. Но насколько оправдана подобная стратегия и действительно ли она привлекает новых активных участников в сегмент? 

Олег CashCoin изучил статистику четырех ведущих L2-проектов и убедился в обратном.

С чего все началось

Благодаря личным усилиям основателя Ethereum Виталика Бутерина и поддержке венчурных фондов Pantera Capital и Andreessen Horowitz (a16z) в 2021 году удалось создать сетевой эффект для разработок L2-решений. Пик запуска таких блокчейнов пришелся на 2022-2023 годы, что совпало с трендом на аирдропы как форму выпуска токенов.

Бутерин предложил фундаментальное техническое и теоретическое обоснование L2-разработок, назвав их основным элементом дорожной карты второй по капитализации криптовалюты. В свою очередь, фонды помогли денежным потокам направиться в нужное русло.

Методичка по запуску аирдропов представлена a16z в январе 2020 года и включала полноценный гайд для венчурных компаний и проектов. 

Данные: блог a16z.

В основном это была инструкция по уходу от регуляции и «обналичиванию» средств без продажи монет широкой общественности. Оказалось, что L2 и выпуск токена управления посредством «бесплатной» раздачи прекрасно укладываются в рекомендации от a16z.

В упрощенном варианте основные этапы включали раннее финансирование и централизованное управление со стороны только команды проекта. Следующей задачей было создание сетевых эффектов и привлечение сообщества как к разработке, так и эксплуатации L2. На помощь пришли ретродропы — погоня за прибылью со стороны пользователей создала необходимый информационный фон для запуска токена.

Проблема в том, что ретродропы оказались искусственной сетевой активностью, целью которой является максимизация прибыли с последующим выходом из проекта. Возможно, это связано с уровнем принятия технологий, ограниченного спекуляцией. С другой стороны, в сегменте образовалась слишком высокая конкуренция, стирающая любые, даже самые мощные сетевые эффекты.

Как отметили авторы отчета Fidelity, рынок решений второго уровня перенасыщен, а способы создания ценности для их токенов управления весьма неопределенные.

«L2-токены даже не являются базовыми деньгами в собственных экосистемах», — написали аналитики.

Хотя эксперты и увидели потенциал роста сектора до $1 трлн к 2030 году, они указали, что рынок просто не способен вместить такое количество протоколов. 

По данным L2Beat, на середину сентября работают порядка 80 L2-сетей, еще столько же готовятся к запуску в ближайшее время. Проектов с собственным токеном — более 50, их общая капитализация приближается к $18 млрд.

Что после аирдропа?

Проблема L2 в том, что нет универсальных средств поддержания интереса к токену после его выхода на открытый рынок. Зато есть проблемы с фундаментальными ошибками в формировании токеномики проекта с непомерно высоким FDV на стадии запуска.

Эта практика предполагает низкое количество токенов на старте в пределах десятка процентов и постепенное увеличение предложения в течение нескольких лет.

По оценкам Binance Research, до 2030 года будут разблокированы токены на сумму около $150 млрд, что создаст огромное давление на цены.

Кроме того, нередко часть активной пользовательской базы, собранная в рамках ретродропа, просто покидает проект. Чтобы решить проблему, предпринимались попытки создать стимулы посредством нескольких сезонов проведения аирдропов, как это сделал Optimism. Но вскоре выяснилось: пользователи не оценили такую стратегию.

Об этом говорит опыт наиболее известных L2-решений, вышедших на рынок через ретродропы: Optimism, Arbitrum, Starknet и zkSync.

Основная метрика интереса сообщества к L2 — не активные адреса, а депозиты в сеть из основного блокчейна Ethereum. Это главный показатель ликвидности для решений второго уровня потому, что это единственный источник капитала, который поступает в виде монет ETH.

Optimism

На графике ниже видно, что пиковый диапазон уникальных депозитов в сеть пришелся как раз на момент аирдропа в мае 2022 года — он составил около 2000 транзакций в день. В таком положении показатель продержался всего год и начал стагнировать в апреле 2023 года. В настоящее время число депозитов сократилось до нескольких десятков в день. 

Данные: Dune.

Arbitrum

Аирдроп ARB состоялся в марте 2023 года, после чего активность сразу же упала с нескольких тысяч депозитов в день до нескольких десятков. Хотя TVL обеих сетей (Optimism и Arbitrum) имеет другой график, близкий к позитивному, это продукт «старых денег» внутри сети, а не средства новых активных пользователей.

Данные: Dune.

Starknet

Из рассматриваемых проектов интереснее всего повел себя Starknet, который потерял активность еще до фактической раздачи токенов. Пиковые значения во второй части 2023 года сошли на нет задолго до аирдропа. 

Количество новых инвестиций упало с десятков тысяч транзакций до нескольких десятков. А 17 сентября 2024 года поставлен антирекорд — один депозит в день.

Данные: Dune.

zkSync

Как и в случае со Starknet, zkSync потерял нового пользователя еще до дропа в июне 2024 года. По данным на середину сентября, были дни, когда вообще никто не хотел приносить деньги в сеть.

Данные: Dune.

Статистика и выводы

По данным Token Terminal, общее количество активных адресов в еженедельном расчете на середину сентября составило 1,7 млн.

Данные: Token Terminal.

Подобная активность при почти нулевых поступлениях свежей ликвидности в L2-сети может указывать на кризис в сегменте — как с точки зрения технологически-инновационной составляющей, так и психологической. Пока часть старых участников еще остается «работать» в сети, новым просто не интересно этим заниматься.

Если тенденция сохранится, мнение CEO CryptoQuant Ки Юн Джу о «дофаминовом» характере крипторынка подтвердится. Аналитик считает, что цифровым валютам постоянно нужны новые нарративы, поддерживающие азарт участников, поскольку старые подавлены притоком более консервативных игроков и действиями регуляторов.

Если прогнозы Fidelity сбудутся, у L2 попросту не останется преимуществ и стимулов для пользователей, а высокая конкуренция размоет и без того низкую ликвидность, которую успели освоить старые проекты вроде Arbitrum и Optimism.

Кому нужен zkSync с $500 млн венчурных инвестиций, когда Binance может провести листинг мем-коина NEIRO с капитализацией в $16 млн, подняв показатель до $500 млн за два дня вместо нескольких лет сложных разработок.

Read Entire Article