Международный валютный фонд (МВФ) опубликовал отчет, согласно которому глобальный государственный долг в 2024 году превысит $100 трлн, что составит порядка 93% от мирового ВВП. При этом около трети ($35 трлн) обязательств приходится на США.
Часть сообщества обсуждает варианты решения проблемы американского госдолга с помощью инструментов крипторынка. В том, как может выглядеть этот процесс, разобрался Олег Cash Coin.
Гасим долги
Соединенные Штаты — крупнейшая экономика в мире, их долги неизбежно распространяются на всех, кто пользуется фиатными валютами. Где бы вы ни находились, их обязательства косвенно влияют на вашу страну — нравится это кому-то или нет.
Казалось бы, биткоин как альтернатива долговой экономике предполагал если не полную отмену традиционных финансов, то хотя бы отдельный путь к более справедливому миру. Однако в последние годы мы видим, как старые экономические институты стараются использовать любые средства для выхода из долговой спирали, включая крипторыночные.
За 2024 год госдолг США вырастет примерно на 5,5% или около $2 трлн. Только проценты по обязательствам, которые ежегодно выплачивает американское правительство, составили порядка $1 трлн. Федеральные власти восполняют дыры в бюджете постоянным выпуском облигаций, которые продают коммерческим банкам, создающим новые деньги на основе этих бумаг.
Купив долги у правительства на $10 000 реальных денег, банк может буквально создать $100 000 новых. Это нормальный механизм современной финансовой реальности и примерно так создается основная денежная масса — естественно, с поправкой на ряд ограничений.
После отмены золотого стандарта в 1971 году бюджет США практически постоянно находится в дефиците. Во время пандемии рост долга ускорился из-за огромных денежных вливаний за короткий промежуток времени и сложного процента по обязательствам, который копился годами.
В преддверии президентских выборов тема госдолга заиграла новыми красками. Заранее объявивший себя «криптопрезидентом» кандидат от Республиканской партии Дональд Трамп в присущей ему манере предложил продать «немного биткоинов», чтобы погасить весь госдолг. Здесь нельзя не вспомнить слова Сатоши:
«Когда кто-то пытается скупить все мировые запасы дефицитного актива, чем больше он покупает, тем выше становится цена».
Криптовалютные обозреватели принялись считать, сколько должен стоить один BTC для такого перформанса. Даже самые грубые прогнозы взвинчивают цену первой криптовалюты до $2 млн — что довольно приятно, но, к сожалению, не выдерживает никакой критики.
Проблему усугубляет напряженная международная ситуация, из-за которой стало меньше государств, готовых хранить американские облигации в национальных резервах. Поэтому не так удивительно, что в топ-18 держателей госдолга США входит криптокомпания Tether — эмитент стейблкоина USDT.
Реалистичный сценарий
Спекуляции на тему погашения долгов через криптовалюты сводятся к тому, что правительство может взвинтить цены, продать активы и погасить долг. Вот только экономика работает иначе.
Хотя не обошлось без более реалистичных вариантов. Так, старший научный сотрудник Американского института экономических исследований Пол Мюллер предположил, что дружественная политика в отношении криптовалют положительно повлияет на рост ВВП и общее состояние рядовых граждан. Этот способ погашения долга может сработать, но сколько он займет времени — большой вопрос.
На помощь правительству пришли крупнейшие управляющие капиталом компании, занятые в секторе токенизации активов реального мира (RWA). CEO BlackRock Ларри Финк очень аккуратно продвигает этот тренд на крипторынке, где, по его мнению, ETF на BTC и ETH «являются лишь ступеньками на пути к токенизации».
В октябре 2024 года подкомитет Комиссии по торговле товарными фьючерсами (CFTC) направил рекомендации, разрешающие компаниям использовать токенизированные акции в качестве залога. Это открывает качественно новые возможности для маневров.
Стоит напомнить, что BlackRock и Franklin Templeton уже токенизировали госдолг США почти на $1 млрд в блокчейнах Ethereum и Stellar.
Стейблкоины, долги и RWA
Представьте мир, где становится реальностью спекулятивная схема, в которой деньги создаются из сектора RWA. Идея оказывается крайне простой и рабочей криптоверсией долговой экономики, пришедшей на блокчейн-рынок.
Дело в том, что банки и правительство самовольно не могут создавать деньги до бесконечности. К тому же, у этого есть очевидные последствия, включая рост инфляции.
Следовательно, нужен механизм создания ценности, который не будет влиять на экономику путем «жирных» финансовых инъекций ФРС и других причастных. Возможно, что механизм будет немного сложнее, но в целом все выглядит достаточно неплохо.
Это может выглядеть как зацикленная система залогов, кредитов, облигаций и RWA. Своеобразный эксперимент провела Tether, которая создала реальную ценность почти на $120 млрд в USDT на основе самого ликвидного актива в мире (облигации), умудрившись еще и создать стабильный поток доходов.
В то время как компания производит «криптодоллары» на основе облигаций, BlackRock прокладывает себе путь к созданию буквально новых долларов из старого долга.
Разрешение на получение залога в таких криптоактивах откроет путь к постепенной токенизации всего или большей части государственного долга через серию спекулятивных цепочек.
Как это может выглядеть
Фонд BUILD от BlackRock покупает гособлигации на свой баланс и потом уже выпускает токен. Если CTFC одобрит использование компанией таких активов в качестве залога, появится возможность создавать деньги через кредитные средства. Организация, владеющая BUILD, перечислит токен в адрес банка, который создаст из залога новые деньги.
Таким образом, у банка остается ликвидный актив, на основе которого он может продолжать выдавать кредиты. А у организации появились свободные деньги и лишенный волатильности залоговый актив. Если цепочку зациклить, можно привлечь дополнительный капитал к покупке долгов посредством длинных захеджированных цепочек.
Подобная схема может повлиять на рост денежной массы без риска для банковской системы в нынешнем ее формате.
То, что сейчас происходит в криптовалютах, — это разработка нового уровня для производства деривативов на основе традиционных финансовых инструментов, которые зайдут в банковскую систему как новый ликвидный актив.
Возможно, выход США из долга кроется как раз в создании еще одного дериватива поверх существующей проблемы. И это может сработать.