Каким будет идеальный бизнес будущего? Рассказывает Robonomics

2 years ago 212

История человечества насчитывает несколько технологических рывков: изобретение орудий труда, подчинение огня, одомашнивание животных, переход к земледелию и автоматизации труда. На каждом из этих этапов люди придумывали способы, как производить больше, затрачивая меньше усилий. 

XXI век знаменует переход к роботизации экономики. По мнению разработчиков IoT-решений Robonomics Network, в ближайшем будущем могут появиться полностью автоматизированные предприятия и даже компании, которыми управляет искусственный интеллект. Рассказываем, как и когда это произойдет.

От парового молота до робота-манипулятора

С XVIII по XX век общество несколько раз трансформировалось под влиянием инноваций. Историки называют эти процессы промышленными революциями. Всего их было три, и каждая следующая происходила быстрее предыдущей. 

Первая промышленная революция связана с переходом от ручного труда к машинному. Она началась в конце XVIII века, когда европейские фабрики стали использовать паровые двигатели. Результатом этих изменений стало повышение качества товаров при снижении стоимости услуг.

Началом второй промышленной революции считается 1952 год — время изобретения Ричардом Кеггом фрезерного станка с числовым программным управлением (ЧПУ), который значительно удешевил производство мелких деталей.

Третья промышленная революция произошла в 1980-х годах, когда человечество стало повсеместно использовать компьютеры и роботов-манипуляторов.

Мы стоим на пороге четвертой промышленной революции, но пока можем лишь предполагать, какими будут предприятия будущего. 

Robonomics предполагают, что крупный бизнес внедрит киберфизические системы (КФС). Они будут состоять из объединения множества устройств и роботов, которые анализируют окружающую среду, обмениваются данными, принимают некоторые решения, а в идеале — работают без участия человека.

Зачем нужна очередная промышленная революция

Экономист Рональд Коуз в книге «Природа фирмы» объясняет, что структура и размер компании зависит от непроизводственных процессов — трансакционных издержек. Они включают время и средства, затраченные на поиск исполнителей, переговоры, принятие решений и проверку качества работы. 

Иерархическая структура компании формируется в зависимости от трансакционных издержек. Пока компания небольшая, организация рабочих процессов стоит мало. Но по мере роста бизнеса издержки внутренней иерархии превышают затраты на рыночные переговоры и наем подрядчиков.

Автоконцернам выгодно собирать машины на собственных заводах. Но построить шахту для добычи руды, открыть металлургический комбинат и обеспечить себя сырьем для производства запчастей выйдет дороже, чем договориться с посредником о поставках стали.

Но даже при полной автоматизации производства люди продолжают заниматься переговорами, заключением договоров, закупками, логистикой и распространением товаров. Эти трансакционные издержки также можно сократить, если отдать задачи компьютерам. 

Например, Uber и похожие сервисы такси обходятся без диспетчеров: приложение принимает заказы и направляет их ближайшим водителям. Если создать доверительную систему с правдивой информацией о бизнес-процессах, то на ее основе компьютеры смогу искать идеальных подрядчиков и эффективно договариваться друг с другом. 

Robonomics уверены, что четвертая промышленная революция приведет к созданию подобных роботизированных компаний и сведет трансакционные издержки к минимуму.

Первые шаги к индустрии 4.0

Термин «индустрия 4.0» появился в 2011 году, когда правительство Германии предложило инициативу по компьютеризации и автоматизации производств. Позднее он стал синонимом четвертой промышленной революции. 

По сути дела, она происходит прямо сейчас: крупные компании постепенно внедряют принципы индустрии 4.0. Например, в 2012 году Philips установила на фабрике Драхтена 50 манипуляторов, которые адаптировались под сборку разных моделей электробритв.

До этого сотрудникам приходилось ежедневно останавливать конвейеры и перенастраивать роботов. Новые манипуляторы распознавали детали с помощью видеокамер и собирали из них нужные модели бритв, а инженеры могли обновлять их прошивку без остановки оборудования.

Philips тестировала новую сборочную линию в течение месяца. Сотрудники практически не вмешивались в процессы на предприятии: они лишь загружали детали в подаватели и следили за качеством продукции. 

Время простоя оборудования на фабрике в Драхтене сократилось до нуля. Сотрудники могли мгновенно запускать производство новых моделей электробритв.

Примеру Philips последовали другие компании. Например, в 2015 году Siemens объединила роботов Амбергской фабрики в IoT-сеть для удаленного мониторинга и управления процессами. Сотрудники стали настраивать линии для выпуска новой продукции за одну минуту, а брак снизился до 0,1%.

В 2015 году японский производитель промышленных манипуляторов Fanuc запустил роботов, которые собирают таких же роботов — круглосуточно, семь дней в неделю. С тех пор Fanuc разработала и настроила автоматизированные сборочные линии для 270 компаний, в том числе Apple и Tesla.

В 2017 году служба доставки продуктов Ocado автоматизировала работу складов с помощью грузовых манипуляторов, которые собирали заказы и передавали контейнеры на упаковочную линию. Машины справлялись с заказом из 50 продуктов за пять минут. На ту же задачу у людей уходило по нескольку часов. 

В 2018 году производитель автозапчастей Hirotec создал IoT-платформу для анализа продуктивности роботов. Она собирала данные о скорости выполнения операций и ошибках оборудования, чтобы найти узкие места производства выхлопных труб. Благодаря полученной информации Hirotec полностью отказался от ручных проверок оборудования и сократил время простоя на 20%.

Всеобщая роботизация не за горами. Значит ли это, что мы все потеряем работу? Скорее всего, нет. 

Эксперты Всемирного экономического форума считают, что технологическая революция создаст 97 млн рабочих мест, а ликвидирует — 85 млн. По их мнению, роботы и люди поделят работу поровну, при этом машины будут выполнять большую часть тяжелого труда.

Люди смогут заниматься творчеством, контролировать роботов, а может просто получать базовый доход. В любом случае общество вряд ли изменится так сильно, как нас пугают блогеры и СМИ.

Лучшие сотрудники 2077 года — роботы

Пример идеальной компании будущего — служба такси Delamain Corporation из игры Cyberpunk 2077. Ей управлял искусственный интеллект по имени Деламейн: он отдавал приказы автомобилям, покупал новые машины, решал конфликты с клиентами и расширял список услуг компании. 

Такая продвинутая киберфизическая система вряд ли появится на текущем уровне развития технологий. Однако исследователи и энтузиасты уже создают кейсы экономического взаимодействия роботов друг с другом и людьми. 

Потенциально важная составляющая этого процесса — блокчейн. Роботы не могут открывать банковские счета и взаимодействовать с фиатными деньгами без участия людей. 

Блокчейн позволяет роботам стать экономическими агентами: договариваться о лучших ценах на услуги, принимать и отправлять оплату за работу, тратить средства на обслуживание и ремонт.

Платформу для подобных взаимодействий разрабатывает Robonomics Network. С помощью нее разработчики будут запускать приложения, IoT-сервисы и роботов в децентрализованном облаке, а пользователи — находить исполнителей и оплачивать их работу криптовалютой.

На данный момент команда проекта реализовала 17 сценариев использования Robonomics, включая прототип Деламейна. Среди них:

  • Система контроля качества производства на базе платформы Feecc. Она включает IP-камеру, одноплатный компьютер и сетевое оборудование для доступа к интернету. Система записывает как, например, бариста готовит кофе и сохраняет QR-код со ссылкой на видео; 
  • Gaka-Chu, робот-художник. Это промышленный манипулятор KUKA, у которого есть кисть и краски. Он изучает тренды, рисует японские иероглифы и выставляет картины на продажу. Кроме того, он умеет создавать NFT, принимать криптовалюту на свой кошелек и использовать свой заработок для покупки холстов, красок и кисточек. Gaka-Chu — настоящий робот-предприниматель, который сам себя обеспечивает;
  • Лизинг Spot — робособаки Boston Dynamics. Пользователи удаленно арендуют робота и передают ему команды по протоколу SSH. С помощью этого проекта разработчики получают опыт работы с современной робототехникой, протестировать свои теории и ПО, а также скачать блокчейн-сертификат логов действий Spot;
  • Unmanned Traffic Management (UTM) — система менеджмента автономного транспорта. Автомобили координируют действия и торгуются за право проехать первыми. «Быстрый» автомобиль может заплатить «медленному» за право проезда. UTM поможет избежать пробок, которые возникают из-за ошибок водителей.

Разработчики постоянно улучшают Robonomics. Конечная цель проекта — масштабировать платформу так, чтобы на ней могли работать умные фабрики и города.

Выводы

В 1962 году Джанни Родари опубликовал роман «Планета новогодних елок». По сюжету мальчик Марко попадает на планету, где роботы готовят еду, строят дома, воюют с космическими собаками и даже управляют погодой. Спустя 60 лет мы почти воплотили эту сказку в жизнь.

Пока роботы решают рутинные задачи и собирают данные под контролем людей. Однако в ближайшем будущем могут появиться первые автономные киберфизические системы, а затем — и умные фабрики, которые будут самостоятельно производить, доставлять и продавать товары.

Всеобщая роботизация отразится на экономике: качество товаров вырастет, а цены на них снизятся. Производство станет более экологичным: роботы будут лучше оценивать соотношение спроса и предложения, чтобы не выпускать лишние товары.

Подписывайтесь на новости ForkLog в Telegram: ForkLog Feed — вся лента новостей, ForkLog — самые важные новости, инфографика и мнения.

Read Entire Article