Меритократия идей: могут ли ДАО изменить корпоративное управление к лучшему

2 years ago 189

По мере развития блокчейна расширяется и спектр привлекательных вариантов его применения. Одной из концепций, которая в последние годы получила поддержку сообщества, является модель ДАО.

В 2022 году децентрализованные автономные организации стали частью повестки Всемирного экономического форума в Давосе. Главный юрисконсульт компании cLabs (развивает сеть Celo) Бринли Ллир в публикации по случаю встречи отметил, что эти структуры могут изменить корпоративный мир к лучшему.

«Хотя ДАО не лишены проблем, они имеют потенциал для модернизации стиля корпоративного управления, который в течение сотен лет не претерпел значительных изменений», — написал он.

ForkLog разобрался в преимуществах и недостатках распределенной модели управления, а также выяснил, являются ли ДАО эффективной альтернативой традиционным компаниям.

  • Классическая структура корпоративного управления устарела и не может обеспечить необходимый уровень бизнес-координации. 
  • Смарт-контракты позволяют автоматизировать рутинные процессы, повысив их эффективность. ДАО могут использовать преимущества dapps и модульной структуры Web3.
  • Практикуемый ДАО подход к принятию решений обладает рядом серьезных недостатков, которые угрожают их устойчивости.
  • ДАО также сталкиваются с проблемами на уровнях масштабирования, безопасности, взаимодействия с внешним миром и создания «здорового» сообщества.

Предпосылки децентрализации

Люди склонны создавать эмерджентные структуры, обладающие свойствами, не присущими отдельным индивидам. Данный процесс является частью эволюции, и тенденция к масштабированию этих групп лишь усилилась по мере технологического прогресса. 

Подобные кооперации привели в том числе к появлению традиционных корпораций, форма которых практически не претерпела изменений с начала 17 века. Они все также принимают средства инвесторов в обмен на обязательства максимизировать акционерную стоимость.

У такого подхода есть две стороны. С одной — повышается эффективность ведения бизнеса; с другой — часто ради увеличение прибыли компании готовы заплатить высокую цену, включая нанесение ущерба окружающей среде и снижение условий труда сотрудников.

1/2 You don’t really believe the peeing in bottles thing, do you? If that were true, nobody would work for us. The truth is that we have over a million incredible employees around the world who are proud of what they do, and have great wages and health care from day one.

— Amazon News (@amazonnews) March 25, 2021

Часть участников традиционной экономики признает недостатки ориентированной на максимизацию капитала структуры, о чем свидетельствует, например, появление системы сертификатов B Corporations.

С утилитарной точки зрения классическая модель также не идеальна. В информационную эпоху она уже не может обеспечить необходимый уровень бизнес-координации — следствием этого является рост сектора гиг-экономики и рынка услуг аутсорсинга

Тенденция также проявляется в развитии модели «орбитальной» кооперации, когда стирается грань между внутренними и внешними членами организаций. Партнер Andreessen Horowitz Крис Диксон отметил, что по мере роста централизованным структурам становится труднее согласовывать стимулы между участниками подобных систем.

По словам Диксона, на старте любые централизованные платформы делают все возможное, чтобы привлечь пользователей и сторонних участников вроде разработчиков, представителей бизнеса и медиа. Им необходимо повысить ценность услуг, поскольку они сильно подвержены сетевому эффекту. 

Источник: Крис Диксон.

«По мере продвижения платформ по S-образной кривой принятия, их власть над пользователями и третьими лицами неуклонно растет. Когда они достигают ее вершины, отношения с участниками сети превращаются в игру с нулевой суммой. Самый простой способ продолжить рост — извлекать ценность из пользовательских данных и конкурировать с подрядчиками за аудиторию и прибыль», — написал Диксон.

Устойчивость классической модели управления, которая была эффективна в индустриальную эпоху, пошатнулась в век развития информационных технологий. Поэтому некоторые участники сообщества считаю, что ДАО могут предложить альтернативный способ кооперации.

Corporations organized the Industrial age

DAOs will organize the Internet Age

— Aaron Wright (@awrigh01) September 12, 2021

Преимущества автоматизации

В 2014 году основатель Ethereum Виталик Бутерин выделил ключевые атрибуты ДАО, которые отличают их от других координированных систем:

«Автоматизация в центре, люди на периферии. [...] Другой важной характеристикой является внутренний капитал».

В основе любой ДАО лежат смарт-контракты, которые отвечают за управление структурой, финансовый менеджмент и организацию рабочих потоков. 

Алгоритмы позволяют сократить операционные расходы за счет автоматизации рутинных процессов вроде начисления заработной платы и ведения бухгалтерии. Они также упрощают взаимодействие ДАО со всеми заинтересованными участниками, как внешними так и внутренними. 

Являясь частью обширной блокчейн-экосистемы, децентрализованные организации имеют возможность использовать преимущества интероперабельности dapps и модульной структуры Web3.

Dapps способны эффективно интегрироваться друг с другом, а их программные компоненты (токены, передаваемые сообщения и так далее) могут взаимодействовать между собой. Такое «Lego» позволяет объединять приложения в более крупные конструкции, обладающие расширенной функциональностью.

Модульная структура Web3 характеризуется относительной независимостью ее примитивов. Это повышает устойчивость систем и дает возможность обновлять отдельные компоненты без вмешательства в работу других.

Данные: Coinbase.

Анатомия ДАО

Вопреки расхожему мнению, не все участники ДАО равны, поскольку обладают разным влиянием в зависимости от экономических, репутационных или иных факторов. Условно их можно разделить на несколько групп:

Структура ДАО.

Ядро децентрализованной организации формируют «основные участники». Это люди, которые вносят ключевой вклад в развитие проекта — де-факто сотрудники, занятые в режиме full-time. Интересы данной группы напрямую связаны с успехом и устойчивостью ДАО, поэтому их деятельность мало отличается от классической модели.

«Подрядчики» выполняют четко определенную работу за оговоренную цену в течение ограниченного времени. Эти люди — часто эксперты из областей финансов, юриспруденции, разработки и дизайна, которые предоставляют услуги сразу нескольким ДАО. 

Иногда такие участники действуют коллективно, объединяясь в сервисные ДАО вроде VectorDAO или LexDAO.

Хотя «подрядчики» и сервисные ДАО похожи на традиционные аутсорсинговые компании, их деятельность отличается по нескольким причинам:

  • поскольку смарт-контракты автоматизируют большую часть рутинных функций, оставшаяся часть периферийной работы четко определена и узко специализирована;
  • ДАО выгодно делегирование некоторые обязанности — это позволяет сохранить децентрализацию и исключить сложную иерархию;
  • прозрачность ДАО снижает стоимость координации третьих лиц.

«Пользователи» — самая крупная группа членов ДАО. Децентрализованные организации вознаграждают индивидуальный вклад независимо от того, от кого он исходит. Это означает, что повседневные действия, обладающие ценностью для сети, превращаются в возможность получения дохода. 

Оболочкой ДАО являются «держатели токенов». Эта группа объединяет участников из всех вышеуказанных категорий, поскольку блокчейн демократизирует инвестиционные возможности. Любой человек, имеющий криптовалютный кошелек и доступ к интернету, может приобрести или заработать цифровые активы. 

Данная архитектура напоминает структуру классических корпораций с примесью децентрализации, однако она весьма условна. В настоящее время наблюдается процесс диверсификации ДАО и их устройство может в значительной степени отличаться друг от друга.

Меритократия идей

Теоретически ДАО могут стать инструментом, с помощью которого скоординированные группы будут расти и развиваться, при этом оставаясь достаточно гибкими, чтобы адаптироваться к изменчивой среде. 

Однако главным преимуществом этой концепции перед классическими иерархиями является главенство меритократии идей — системы принятия решений, в которой побеждают лучшие предложения.

В большинстве традиционных компаний предложения рядовых сотрудников не доходят до топ-менеджмента из-за обилия бюрократических препятствий и множества руководителей среднего звена. Ввиду этого преобладает управление «сверху вниз».

В ДАО же работает принцип, согласно которому решения принимаются на основе мнения сообщества. Предложения обрабатываются внутри концентрических колец — от мягкого к жесткому консенсусу:

  • мягкий — некий сигнал о предпочтениях, который поступает из самых живых коммуникационных каналов вроде Discord;
  • жесткий — достигается путем коллективного утверждения предложения через механизм голосования (например, платформа Snapshot).

ДАО необходимо соблюдать баланс между двумя формами консенсуса, если они не хотят увязнуть в бюрократии (только жесткий консенсус) или превратить любую дискуссию в беспорядочное обсуждение (только мягкий консенсус).

Чтобы эта система функционировала, организации должны внедрять соответствующие структуры управления. Популярным подходом является метод монетарного голосования (coin voting governance), который позволяет любому участнику ДАО предложить идею и использовать свои токены для ее поддержки. 

Однако этот инструмент обладает рядом серьезных недостатков:

  • уязвимость для прямых или завуалированных атак (например, манипулирование экономикой управления);
  • неравенство членов ДАО в разрезе голосующих прав;
  • мнимая децентрализация власти;
  • несправедливое распределение стимулов;
  • конфликты интересов. 

Часть из них может нивелировать система делегирования голосов, однако она не избавляет от проблем вроде атак на управление и неравенства членов сообщества. 

По мнению Бутерина, существует несколько решений и все они связаны с ограничением или отказом от монетарного голосования. Например, вместо токенов могут быть использованы репутационные показатели, зафиксированные в блокчейне. 

Не управлением единым

Технически запустить ДАО достаточно просто. Необходимо составить манифест, создать каналы коммуникации, пригласить в сообщество, выпустить токен управление, а также подключить инструменты голосования и регистрации вклада участников. 

Куда труднее масштабировать организацию. Рост и процветание ДАО в значительной степени зависят от вовлеченности сообщества, поэтому крайне важно поддерживать справедливую систему стимулов. 

Командам следует помнить о низкой скорости принятия решений в ДАО — проблеме, которая становится все более актуальной по мере масштабирования структуры. Централизованные компании в этом плане гораздо мобильней.

ДАО позволяют большему числу пользователей участвовать в управлении, за что приходится платить свою цену. Из-за недостатка компетенции, нежелания вникать в сложные технические вопросы и других факторов сообщество может больше времени тратить на обсуждение нового логотипа, а не на решение по-настоящему важных вопросов. 

Еще один ключевой аспект — безопасность. Учитывая громоздкий технологический стек, необходимый для эффективной работы организации, обеспечение защиты может стать обременительным и дорогостоящим занятием.

Основатель специализирующейся на безопасности смарт-контрактов компании Hacken Дмитрий Будорин рассказал ForkLog, что стоимость проверки кодовой базы проекта растет по экспоненте с ее размером. По его словам, начальная стоимость зависит от конкретной компании. В Hacken минимальная цена составляет $7000. 

Будорин объяснил, что аудит позволяет не только проверить разработчиков, но и достичь определенных маркетинговых целей.

«Для комьюнити наличие аудита обязательно. Инвесторы, лаунчпады, централизованные биржи требуют [проверок] аудиторов, часто конкретных», — добавил он.

Особняком стоят юридические проблемы ДАО. Права классических компаний законодательно закреплены, однако децентрализованные организации в подавляющем большинстве регионов лишены такой привилегии. 

Для них остается открытым целый ряд вопросов: как участвовать в коммерческих соглашениях, нанимать поставщиков услуг, разрешать споры, использовать суды для защиты своих прав, делить активы и распределять ответственность среди членов. 

Без официального признания ДАО не имеет правовой формы. Сообщество может уполномочить конкретного человека заключать соглашения от имени организации. Однако в ряде юрисдикций организация может быть классифицирована как полное товарищество. Последнее предполагает личную ответственность участников.

Поэтому некоторые ДАО создают классические корпоративные структуры. Но этот подход не отличается высокой эффективностью — практически все преимущества децентрализации нивелируются.

Когда ДАО эффективны?

В целом, для успешного развития ДАО необходимо заниматься той же деятельностью, что и классическим компаниям. Они должны грамотно управлять своими активами, оценивать риски, заключать выгодные сотрудничества и так далее.

На определенном этапе каждый из аспектов потребует своей структуры управления. Это, в свою очередь, угрожает децентрализации, возвращая организацию к традиционной модели. 

Подтверждением этому тезису являются инициативы некоторых крупных ДАО вроде стоящей за протоколом Yearn Finance организации. В 2021 году на обсуждение сообщества последней вынесли предложение, которое предполагает делегирование определенных полномочий небольшим командам. 

Децентрализация не являются панацеей для корпоративного мира. ДАО эффективны, когда связанные с ее масштабированием издержки могут быть снижены быстрее естественного роста затрат на координацию участников. Поэтому крайне важно, чтобы команды проектов четко представляли свои реальные цели.

Read Entire Article