Главное
- Web3 (Web 3.0) — термин, обозначающий новое поколение интернета. Он охватывает как инфраструктурные элементы, так и приложения.
- Точного определения Web3 нет. Концепция Web 3.0 появилась еще в 90-е годы и включала в себя такие понятия как семантическая паутина. В последние годы Web3 связано с принципом децентрализации.
- Современные Web3-приложения имеют такие атрибуты как ДАО, криптовалюты, блокчейн и децентрализованные системы хранения данных, суверенная идентичность (SSI), «интернет вещей», метавселенные, NFT и другие явления и технологии.
Что такое Web 1.0 и Web 2.0?
Web 1.0 — это первая версия «Всемирной сети» (World Wide Web), которая начала приобретать популярность в начале 90-х после внедрения протокола коммуникации и HTTP. Сайты этой версии представляли собой статические страницы с текстом, ссылками и изображениями. По словам Тима Бернерса-Ли, которого называют автором Сети, сайты Web 1.0 были доступны «только для чтения». Взаимодействие с сайтами ограничивалось простейшими формами коммуникации, такими как форумы.
Web 2.0 — второе поколение интернета, которое начало распространение в начале 2000-х. Основу Web 2.0 составляют интерактивные платформы и сервисы, подключенные к Всемирной сети. Отличие от первого поколения в том, что сайты стали веб-приложениями, которые могут самостоятельно использовать пользователи. Позднее к этому добавились социальные сети и система облачных сервисов. Известные представители Web 2.0 — Amazon, Facebook и Twitter.
Чем Web3 отличается от предыдущих версий интернета?
В Web 1.0 данные были представлены пользователям статически – веб-сайты несли исключительно информационный характер. В Web 2.0 пользователи активно взаимодействуют с интернет-ресурсами, создают собственный контент и общаются друг с другом.
Впервые концепция Web 3.0 появилась еще в 90-е годы. Бернерс-Ли назвал ее семантической паутиной. Архитектура нового поколения должна была включать в себя несколько основных компонентов. Среди основных идей Web 3.0 был перевод всего сетевого контента, написанного на человеческом языке, в машиночитаемую форму, что позволило бы алгоритмам и программам распознавать значения сообщений и строить связи на их основе.
В дальнейшем восприятие концепции изменилось. В 2014 году сооснователь Ethereum Гэвин Вуд опубликовал статью, в которой описал Web 3.0 с новой стороны — как более децентрализованную версию сети, построенную с использованием блокчейна. Его предложения касались прежде всего изменений в системе хранения данных и повышения уровня анонимности пользователей.
В 2021 году термин Web 3.0 снова вспомнили — на фоне роста популярности децентрализованных приложений и NFT. В ходе бурных интернет-дискуссий популярность приобрело также слово “Web3”.
Что же все-таки такое Web3?
Криптосообщество до сих пор ищет определение для Web 3.0. Но его принципиальным отличием от Web 2.0 является повышение децентрализации на всех уровнях, в том числе в хранении данных и использовании приложений. Приложениями эпохи Web3 часто называют те, которые имеют один или несколько атрибутов из списка ниже:
- в отдельные функции продукта интегрирован блокчейн и смарт-контракты;
- исходный код программы опубликован, есть возможность участия для сторонних разработчиков;
- сервис использует технологии виртуальной (VR) или дополненной (AR) реальности;
- инструменты для оплаты операций с помощью криптовалют, встроенные во фронтенд;
- использование невзаимозаменяемых токенов (NFT);
- в системе хранения данных используется протокол IPFS;
- в управлении проектом участвует децентрализованная автономная организация (ДАО).
Также Web3 предполагает активное использование искусственного интеллекта (ИИ). Это дает широкие возможности для персонализации пользовательского опыта. Подобный принцип лежит в основе бизнес-моделей многих крупных веб-платформ, например YouTube, Netflix или Amazon. Хотя с точки зрения организации они остаются централизованными.
Web3 также тесно связан с понятием метавселенной.
Еще одно ключевое явление Web3 — суверенная идентичность.
Как работают Web3-приложения?
При разработке приложений «нового поколения» придерживаются децентрализации организации данных, включая их хранение. По крайней мере часть данных сетевого приложения хранится в блокчейне, то есть децентрализована.
Развитием продукта занимается не только и не столько собственник, сколько распределенное сообщество. Оно управляет проектом через ДАО (децентрализованную автономную организацию).
В свою очередь, децентрализация является залогом того, что криптовалютам и смарт-контрактам удалось реализовать в экономике: исключить необходимость в доверии, а, значит, в посредниках и централизованных структурах.
Таким образом, идеальное состояние Web3 — свобода от цензуры и ограничений, а также эффективная бизнес-модель без использования иерархических структур и традиционных финансовых инструментов.
Какие блокчейн-проекты работают в сфере Web3?
В криптоиндустрии есть множество проектов, которые позиционируют себя как часть движения Web3. Назовем несколько крупнейших примеров:
Filecoin (FIL) — глобальный «маркетплейс» для децентрализованного хранения данных. Является альтернативой централизованным облачным хранилищам: объединяет сеть компьютеров, пользователи которых могут «сдавать в аренду» свободное место на диске. Конкурентами Filecoin являются Storj (STORJ) и Siacoin (SC).
В направлении передачи данных и «интернета вещей» (IoT) тоже есть успешные примеры. Один из них Helium — децентрализованная сеть специальных модемов, которые предоставляют услугу быстрого и устойчивого соединения для IoT-устройств, прежде всего «умных» датчиков и счетчиков.
Еще один пример — IOTA, которая построена на разновидности распределенного реестра без использования блоков и майнинга. Вместо этого каждая следующая транзакция подтверждает две предыдущие. IOTA тоже предназначена для «умных» устройств, которые могут проводить микротранзакции в этой сети практически бесплатно.
Существуют проекты, предлагающие новую систему организации и поиска контента в Сети. Например, The Graph (GRT) — децентрализованный и открытый протокол индексирования для запросов данных из блокчейнов, выступающий аналогом интернет-поисковика. Информацию из отдельной сети The Graph группирует в так называемый подграф, доступ к которому осуществляется через API. Приложения могут получать из подграфов любые данные путем SQL-запросов.
Polkadot изначально позиционировал себя как платформа для Web3 и, в частности децентрализованных приложений. Для разработчиков существует набор инструментов Polkadot Substrate, который позволяет создавать отдельные блокчейны (т.н. «парачейны») связанные между собой в рамках экосистемы Polkadot.
Очевидный претендент на звание главного блокчейна для Web 3.0 — Ethereum, уже ставший главной платформой для децентрализованных приложений. Помимо множества DeFi- и NFT-проектов можно выделить сервис Ethereum Name Service, позволяющий генерировать доменные имена, привязанные к адресу в сети.
К блокчейнам для Web3 можно отнести и другие платформы для децентрализованных приложений, включая Solana, Avalanche, Polygon и другие.
Зачем в Web3 нужны криптовалюты?
Многие интернет-проекты нового поколения могут иметь собственный криптоактив, имеющий определенные функции или дающий преимущества при использовании приложения.
Одна из распространенных функций токена проекта — управление. Держатели токена участвуют в управлении приложением через ДАО — орган децентрализованного управления, работающий с помощью смарт-контрактов.
Сумма токенов во владении определяет «вес» голоса при голосованиях. Члены ДАО сами формулируют и обсуждают новые предложения, а также голосуют по ним. Голосования ДАО могут касаться самых разных вопросов — начиная от выделения средств на какой-то проект и заканчивая изменением какого-то параметра приложения.
Таким образом, ДАО отвечает за развитие проекта и его токеномику.
Крупные интернет-компании тоже развивают Web 3.0?
Концепция Web 3 привлекает не только криптопроекты и стартапы, но и традиционных игроков Web 2.0 — крупные технологические компании.
В мае 2022 года Google Cloud объявила о начале разработки инструментов для блокчейн-разработчиков. Экс-председатель и глава Google Эрик Шмидт назвал идею Web3 интересной и выделил два изменения, которые привнесет новое поколение интернета — владение контентом пользователями и выплата им компенсаций за активность. А сооснователь Ethereum Джозеф Любин отметил возможности по децентрализации, которые предоставляет «новая версия» интернета.
Элементы Web3 в свои продукты планирует внедрить YouTube. Поддержку децентрализованных приложений на нативном уровне развивает команда браузера Opera.
По данным Grayscale, рост годового дохода сектора метавселенных Web 3.0 достигнет $1 трлн. Крупные компании, такие как Uniswap Labs, Pantera Capital и Dragonfly Capital, создали венчурные подразделения, которые будут сосредоточены на разработках приложений Web 3.0.
Согласно исследованию Electric Capital, за 2021 год число разработчиков в области технологий Web3 увеличилось на 75%.
За что критикуют Web 3.0?
Размытость определения и крайне частое употребление этого слова делают идею Web3 популярным объектом критики.
Например, бизнесмен Илон Маск в одном из интервью в конце 2021 года заявил, что Web 3.0 — это «больше средство для продвижения, а не что-то реальное».
Кто-нибудь видел Web3? Не могу его найти.
Основатель Twitter Джек Дорси раскритиковал концепцию за то, что в сфере Web3 слишком сильно влияние венчурных инвесторов, поэтому она никогда не будет децентрализованной.
Позднее компания Дорси представила собственный проект в области «нового интернета» — платформу Web5. Она позволяет разработчикам внедрять в приложения децентрализованную систему хранения данных и цифровой идентичности пользователя.
Криптограф и основатель мессенджера Signal Мокси Марлинспайк обратил внимание на то, что приложения, претендующие на звание децентрализованных, в своей работе полагаются на децентрализованные сервисы, в частности серверы и API.