Утвержденная правительством концепция регулирования криптовалют гораздо лучше предложенного ЦБ запрета, но грозит полной потерей анонимности и рисками в части полной завязанности инфраструктуры на банках. Об этом ForkLog заявили опрошенные эксперты.
Представленная концепция в основном касается только обмена криптовалют. При этом не упоминаются другие операции или ответственность за использование кошельков и платформ, не входящих в описанную инфраструктуру, говорят юристы. Документ также не содержит положений о майнинге.
"Концепция затрагивает только деятельность участников купли/продажи и обмена криптовалют. И, в принципе, понятно, почему — именно этот сектор является наиболее платежеспособным в плане налогов", — сказал ForkLog руководитель финтех- и криптопрактики юридической фирмы DRC Михаил Быстров.
Власти оценивают налоги с криптовалютного рынка даже при упрощенной системе налогообложения на уровне 1 трлн рублей в год.
Криптовалюты признаются аналогом валют, а не цифровых финансовых активов (ЦФА), и их регулирование во многом схоже с валютным законодательством. О том, что вопросы организации выпуска и оборота криптовалют пропишут отдельно от ЦФА, еще в 2020 году говорил глава комитета Госдумы РФ по финансовому рынку Анатолий Аксаков.
Одним из ключевых пунктов концепции является проведение транзакций через банковскую инфраструктуру.
Фактически, банки возьмут на себя часть функций криптовалютных бирж и обменников, говорит ведущий стратег EXANTE Янис Кивкулис:
"Делегирование криптоуслуг банкам — это, несомненно, шаг к повышению удобства и юридической защиты участников оборота криптовалют. Но обратная сторона этой меры — отказ пользователя от анонимности".
Основатель сервиса Bitnalog.com Дмитрий Мачихин полагает, что проведение транзакций через банки существенно усложнит работу с цифровыми валютами и необходимые регуляторам меры можно реализовать и без этого.
Участники рынка едва ли станут пользоваться подобной инфраструктурой, заявил CEO Indefibank Сергей Менделеев:
"Бабушкам, конечно, удобно, но они не знают, что такое биткоин, а ни один нормальный пользователь крипты не будет хранить ее в банках, это просто смешно".
Управляющий партнер GMT Legal Андрей Тугарин считает не до конца обоснованным создание дополнительного субъекта в виде организатора системы обмена цифровых валют, так как это выльется в дополнительную бюрократию.
По его мнению, правильным шагом было бы создать такой субъект, как «оператор цифровой валюты», предоставить требования к его лицензированию и дать возможность любым организациям приобрести этот статус, а не только кредитным учреждениям.
Для того, чтобы стать организатором системы обмена цифровых валют, банк должен обладать универсальной лицензией. Ее выдачей, как и базовой лицензии, занимается ЦБ. Сосредоточение такого большого объема полномочий под надзором одного органа чревато коррупцией, считает Тугарин:
"Более того, это может привести к тотальной монополизации рынка. То есть в РФ два-три банка создадут информационную систему для обмена цифровых валют и зациклят все операции с цифровой валютой на себе. Такой сценарий недопустим".
Также неясно, какую защиту получат владельцы криптовалют, если банк объявит о банкротстве или столкнется с санкционными ограничениями. Кроме того, юристы выражают опасение, что выступающие организаторами системы обмена банки могут по привычке "сверхконсервативно" отнестись к операциям с криптовалютами и фактически сделать их невозможными.
"Полномочия для этого у них будут, а процедура обжалования действий банков в концепции отсутствует", — сказал ForkLog советник Lidings, преподаватель Moscow Digital School Дмитрий Кириллов.
Концепция также отображает желание властей "приземлить" в РФ иностранных участников рынка. В Binance еще раз подтвердили ForkLog готовность открыть филиал, представительство или отдельное юрлицо с регистрацией кабинета на сайте Роскомнадзора в случае необходимости. Другие биржи также ранее говорили, что рассмотрят все варианты для продолжения деятельности в России.
Тем не менее пока требования к регистрации как российских, так и иностранных обменников и бирж в документе не детализированы.
В преамбуле концепции говорится о неких «финансовых подушках безопасности» в капитале площадок обмена, но условия компенсации потерь клиентов далее не раскрываются, а риски скама пока остаются прежними, отмечает Дмитрий Кириллов.
Новые меры едва ли смогут очистить рынок и от незаконных транзакций, считает Янис Кивкулис:
"Однако они дадут новые возможности тем, кто хочет работать полностью открыто. С этой массы пользователей можно будет прозрачно собирать налоги, а авторы стартапов будут чувствовать себя увереннее благодаря повышению определенности".
В целом эксперты указывают на то, что даже подобная концепция, предполагающая жесткое регулирование рынка, лучше запретительной позиции ЦБ.
Представители криптовалютной биржи Binance заявили, что поддерживают утвержденный правительством документ.
"Хотелось бы отметить законодательное регламентирование оборота цифровых валют, которое изложено в концепции. Именно регламентирование, а не запрет, позволит узаконить рынок, а следовательно создать для государства механизмы и возможности защиты прав физических и юрлиц", — сказала ForkLog GR-директор Binance в СНГ Ольга Гончарова.
Она также отметила, что подход к требованиям операторам обмена криптовалют стимулирует конкуренцию, что предположительно повлияет на предоставление более качественных услуг и сервисов для пользователей.
"Еще один важный момент в утвержденной концепции — это то, что она органично вписывается в международное регулирование, предполагая обязательные проверки KYC/AML, заложенные FATF", — сказала Гончарова.
Полная идентификация пользователей бирж и обменников является общемировой практикой, а платить налоги с прибыли и не быть вовлеченными в противоправную деятельность готово абсолютное большинство, отметил Дмитрий Мачихин.
"На крипторынок РФ придут пользователи, для которых криптовалюты — не средство отмытия или сокрытия капиталов, а в первую очередь средство инвестиций и накопления. Разумеется, останутся и теневые капиталы, которые пользователи предпочтут не светить", — считает Янис Кивкулис.
Тем не менее некоторые участники индустрии считают, что подобное регулирование не особенно повлияет на происходящие на рынке процессы. Сергей Менделеев сравнил это с "валютным рынком в СССР":
"Вопрос только в жесткости наказания за нарушение требований закона. Да и то это повлияет лишь на плату за риск для людей, которые, как и раньше, будут предоставлять гражданам услуги по доступу к свободной криптовалюте, минуя странных посредников в виде уполномоченных банков".
Напомним, после того, как ЦБ предложил запретить оборот и добычу криптовалют на территории РФ, многие представители власти выступили против этой инициативы.
В Минфине заявили, что рынок нужно регулировать, а не запрещать, и представили собственную концепцию. Ее поддержало правительство.
Ожидается, что Минфин и ЦБ внесут законопроект о регулировании криптовалют до 18 февраля.