Не только в РФ, но и во всем мире в последние годы ужесточается регулирование свободного интернета. В итоге мировая паутина начинает рваться на глазах.
В новом материале ForkLog вместе с техническим экспертом «Роскомсвободы» Ильей Переваловым рассказывает об уровне вакуума в Рунете и глобальной сети и о том, как энтузиасты применяют mesh-сети в реальных условиях.
Сезон «закруток» в разгаре
Причины, по которым во многих регионах отсутствует стабильная связь, разные. Где-то вводят государственные ограничения, реагируют на внешние враждебные факторы вроде атак беспилотников, а местами попросту отсутствует надлежащая инфраструктура.
За конкретными примерами далеко ходить не надо: согласно аналитическому ресурсу «На связи», только в июне на территории России зафиксировано 662 отключения мобильного интернета разной продолжительности. Новый рекорд был поставлен в июле: 2099 шатдаунов.
Масштабные отключения начались в мае — власти объясняли их необходимостью обеспечить безопасность во время парада Победы. Анонсированные правительством ограничения предусматривали временные отключения мобильного интернета в регионах с повышенной опасностью атак БПЛА. Согласно данным «На связи», к концу июня пользователи также стали чаще жаловаться на проблемы с голосовой связью и проводным интернетом.
Тема стала особенно горячей после проведенной в июне операции СБУ «Паутина». Тогда с помощью мобильного интернета дроны-камикадзе наводились на военные аэродромы в глубине России.
Отключения серьезно влияют на повседневную жизнь. Люди сталкиваются с трудностями при оплате онлайн или картами, снятии наличных в банкоматах, получении доставок, доступе к каршерингу и многом другом. В некоторых случаях приходится ехать на автобусе в ближайший город, где работает банкомат, просто чтобы снять деньги для покупки продуктов. А те, чья работа напрямую зависит от интернета, и вовсе рискуют потерять источник дохода.
«Интернет изначально был сетью сетей, между которыми иногда ломалась связность и они получались изолированными. Сначала это было по техническим причинам, потом по причинам пиринговых войн (бизнес плюс эгоизм плюс вредность), а теперь — по политическим», — отметил технический эксперт «Роскомсвободы» Илья Перевалов.
Такие ограничения также представляют угрозу для жизни населения. Например, отключение связи в Удмуртской Республике привело к тому, что воздушная тревога на Ижевском электромеханическом заводе не сработала вовремя — в результате атаки погибли три человека. Кроме того, из-за перебоев с мобильным интернетом в экстренных ситуациях людям приходится тратить драгоценное время на поиски сигнала, чтобы вызвать скорую помощь или спасателей.
Часть населенных пунктов уже месяц находится в полном шатдауне. Ситуацию усугубляют поэтапные хоть и не всегда логичные шаги на пути к реализации «суверенного Рунета». В июне 2025 года компания Cloudflare подтвердила, что российские власти ограничивают доступ к сайтам и сервисам на ее платформе, снижая объем передаваемого контента до всего лишь 16 КБ. Это делает многие сайты практически непригодными для использования.
По словам Перевалова, о полной изоляции говорить рано.
«По крайней мере пока еще российские провайдеры и точки обмена трафиком (IX) вполне имеют хорошую связность с заграничными провайдерами и IX. Хотя, конечно, тенденция по вмешательству в трафик (которая, впрочем, и за рубежом тоже нарастает, увы) очень печальная», — объяснил эксперт.
Такие «закручивания гаек» происходят параллельно с продолжающимся замедлением работы YouTube, удалением VPN-сервисов из магазинов приложений, блокировкой Facebook, Instagram и учащающимися жалобами на работу популярных мессенджеров.
«Учитывая непредсказуемость законотворцев, трудно строить какие-либо прогнозы, но, по тенденции, есть подозрения, что будет вводиться все больше и больше ограничений. Хотелось бы надеяться, что за пределы вмешательства в трафик (то есть на уровень физического обрезания связности) они не выйдут, но, как показывает практика, когда им очень хочется — их ничего не остановит. Даже если ляжет вся гражданская инфраструктура», — добавил специалист «Роскомсвободы».
Стать ячейкой
В 1970-х годах сформировалась основа для современного протокола mesh-сети. Первым практическим применением технологии было установление полевой радиосвязи для армии США.
Mesh-сеть — объединение компьютеров, построенное по принципу ячеек, в котором рабочие станции соединяются друг с другом и способны принимать роль коммутатора для остальных участников.
Эта архитектура показывает высокую отказоустойчивость. Узлы, соединяющиеся по принципу «каждый с каждым», обеспечивают широкий выбор маршрута трафика — следовательно, обрыв одного соединения не нарушает работы сети.
Фактически, всемирная паутина — это разновидность mesh-сети. Каждый узел (компьютер, сервер) передает пакеты данных и на основе содержимой информации перенаправляет их к конечному адресу. На месте они компонуются, образуя электронное письмо, видео или изображение. Если один блок данных сталкивается с препятствием, он может быть отправлен по другому маршруту. Удачно спроектированная mesh-сеть всегда имеет несколько путей от точки А в точку Б.
В условиях ограниченной связи ячеистую сеть можно прокладывать с помощью смартфонов, используя встроенные модули Bluetooth, Wi‑Fi, а иногда и дополнительные радиопередатчики.
Перевалов отметил регуляторные особенности для развертывания mesh-сетей в РФ:
«Радиочастотные диапазоны, используемые в Wi-Fi и Bluetooth до определенных значений мощности находятся в нерегулируемой зоне. Впрочем, за слишком мощный передатчик все равно можно „получить“».
По схожему принципу работает функция AirDrop в iPhone, когда необходимо передать информацию на другой смартфон поблизости.
В mesh-сети смартфоны A и B могут общаться напрямую, если находятся рядом. Смартфон B, в свою очередь, может контактировать с устройством C, которое слишком далеко от A. Тогда B, выступая ретранслятором, передает послание от C к A.
Mesh-сети можно условно поделить на четыре уровня организации:
- всемирная паутина как самая крупная сеть;
- локальная сеть смартфонов поблизости с ретрансляторами;
- домашняя сеть устройств «умного» дома;
- личная сеть переносных девайсов.
Ученые и энтузиасты более 50 лет находят новые юзкейсы для децентрализованных mesh-сетей. Они соединяют IoT-устройства, формируют «умные» дома и создают альтернативные карты покрытий поселений и целых городов.
Одна из множества мировых любительских сетей покрыла часть Остина в штате Техас. Энтузиасты расположили в городе несколько радиоретрансляторов на солнечных батареях. Станции работают на частоте 906,875 МГц с использованием протокола LoRa. Связь между ними осуществляется с помощью программного обеспечения с открытым исходным кодом Meshtastic.
Пользователи могут подключаться к этим узлам по Bluetooth, если находятся достаточно близко, либо через собственные портативные ноды. Сообщения передаются от ячейки к ячейке, расширяя зону покрытия, но прочитать их могут только те, у кого есть ключ. Благодаря автономности сеть работает при полном отключении электроэнергии и связи.
Раз в неделю все владельцы «летающих нод» одновременно поднимают беспилотники с антеннами на высоту для поддержания связи. Они транслируют несколько сообщений вроде приглашения в чат и создают активность.
По мнению Перевалова, развертывание mesh-сетей пока привлекает лишь энтузиастов:
«Формально они могут помочь, конечно, но, учитывая предыдущий мировой опыт mesh-сетей (когда этим занимаются только единичные энтузиасты и до массовости очень далеко), — я смотрю на это довольно скептически и не думаю, что появится тенденция на изменение ситуации».
А в ответ тишина
Мессенджеры для массового использования mesh-технологии появились в 2014 году. Одним из первых доступных кросс-платформенных мобильных приложений стал FireChat. Настоящую популярность ему принесли протесты в Гонконге в год его появления. Тогда менее чем за сутки было создано 100 000 новых аккаунтов. Последнее официальное обновление мессенджера датировано 2019 годом.
За его разработкой стояла компания Open Garden, ПО с открытым исходным кодом которой ранее использовал проект One Laptop Per Child. Благотворительная миссия обеспечивала планшетами жителей развивающихся стран, объединяя их в mesh-сеть. Это было идеальным решением для деревень, где практически нет интернета. Устройства могли совместно использовать одну точку доступа, распространяя соединение на широкую территорию вроде современных усилителей сигнала Wi-Fi по mesh-технологии.
Сейчас доступно большое количество mesh-приложений. Пользователи iOS и Android могут устанавливать популярные Briar, Bridegefy, Walkie Talkie, Air Chat, Berkanan и другие.
«Технология mesh-сетей и правда не нова. Как и раньше, так и сейчас, несмотря на обилие инструментов, мало кто этим готов пользоваться. Плюсы такой децентрализованной связи могут открыться лишь в условиях нерегулируемости. Если законотворцы придумают очередную регуляционную гадость на этот счет, то в рамках законности все может закончиться не успев начаться», — выразил мнение эксперт.
7 июля 2025 года состоялся релиз «приватного» мессенджера BitChat от основателя Twitter Джека Дорси. Приложение с открытым исходным кодом является некоммерческим. По словам Дорси, оно создано в результате «вайб-кодинга» на выходных.
my weekend project to learn about bluetooth mesh networks, relays and store and forward models, message encryption models, and a few other things.
bitchat: bluetooth mesh chat...IRC vibes.
TestFlight: https://t.co/P5zRRX0TB3
GitHub: https://t.co/Yphb3Izm0P pic.twitter.com/yxZxiMfMH2
Согласно white paper, BitChat — полностью автономная система обмена сообщениями через Bluetooth Low Energy. Оно позволяет создавать mesh-сеть без необходимости в интернете, аккаунтах, серверах или верификации через телефон.
Каждое устройство обеспечивает в качестве узла передачу зашифрованных сообщений на расстоянии до 300 метров или более благодаря механизмам посредников и TTL-маршрутизации.
Одна из ключевых особенностей Bitchat — конфиденциальность. Функция Panic Mode, мгновенно удаляет все данные после тройного нажатия на логотип.
Разработчики отмечают, что некоторые опции, включая приватные сообщения, еще не прошли внешний аудит безопасности, поэтому Bitchat остается экспериментальным проектом.
Несмотря на скепсис в отношении mesh-сетей в глобальном контексте, Перевалов считает, что у технологии есть шанс:
«У mesh-структуры есть огромный плюс: если участников будет очень много (хотя бы каждая третья квартира в каждом доме каждого города) и хотя бы у половины из них будет связность с другими городами, а то и странами, то это будет неблокируемая и очень устойчивая к поломкам сеть. Протоколы, которые умеют перестраивать связи в случае выбывания участников, существуют давно. Проблема только в количестве участников и их разрозненности».
Главной проблемой таких систем остается вовлеченность ячейки — активного и ответственного человека. Возможно, усиление регуляционного давления в мире поспособствует качественным переменам. Но пока, зайдя в Bitchat, в ответ можно услышать лишь тишину, простирающуюся более чем на 300 метров.